Зачем собаке психолог? Как просто скорректировать поведение питомца
В рубрике «только в Москве» мы рассказываем о вещах и явлениях, возможных только в столице и еще нескольких крупных городах страны. Сегодня говорим о собачьих психологах. Кстати, цены на их услуги сравнимы с «человеческими» – в среднем от 2 до 10 тысяч рублей за сессию.
Ирина Милованова, зоопсихолог «КЦ Элита»
«В 98% случаев проблема заключается не в собаке, а во владельце – в его отношении к животному как к ребенку, брату, сестре, но не как с собаке. Это ведет к огромным неудобствам – ничего не понимающая собака переживает, может начать лаять, скулить, плохо вести себя на прогулке, даже гадить дома. Приходится объяснять владельцу, что питомец относится к жизни совсем не так, как мы.
Как-то раз ко мне на консультацию привели щенка бигля с циститом, от которого не помогали никакие таблетки. Стали искать причины – оказалось, что собака все время нервничает. Ее занянчили и довели до нервного срыва, который перерос в заболевание. Срочно пришлось владельцам изменить свое поведение, и собака выздоровела.
Или вот случай был в семье с тремя детьми: полугодовалый щенок вельш корги постоянно кусал младшего сына. Попросила детей поиграть с щенком так, как обычно они это делают. Щенок кусал ребенка, когда тот ложился на спину. Но это следствие, а корнем проблемы оказалось то, что собака совершенно ничем не занята, несмотря на большую семью. Перенастроили прогулки так, чтоб щенок дома хотел не играть, а спать, и проблема решилась.
Собирательный образ моих клиентов – это семейная пара 25-40 лет, возможно, с ребенком, их собаке от шести месяцев до полутора лет. Доход не играет большой роли – консультация разовая, к ней дается домашнее задание, высылается литература. Хватает ее на месяцы, а то и на всю собачью жизнь.
В нашей стране долгое время основным методом был «Общий курс дрессировки», то есть обучение командам для управления собакой. Работа шла по принципу кнута, что годится для собак вольерного содержания и совершенно не работает с домашними питомцами, особенно декоративных пород. К тому же, не все хотят обучать собаку командам. А еще все очень хотят быстрый результат. Вот тут и нужен зоопсихолог.
Зоопсихология – наука молодая, ей всего около 40 лет. В свое время собирать информацию приходилось буквально по крупицам на лекциях, семинарах, мастер-классах, из книг. В итоге я выработала свою методику, в основе которой всегда конкретная семья и их собака. Например, научить собаку ходить у ноги, не мешая прохожим на улице, можно более чем десятью способами. Моя задача подобрать тот, который лучше всего подходит данной семье».
Галина Власова, специалист по коррекции поведения
Сейчас становится больше проблемных собак, во многом это связано с трендом брать животных из приюта. Как правило, это собаки с очень тяжелым прошлым, и адаптированными их отдают мало организаций.
Вообще, люди стали активнее заниматься собаками, что хорошо. В этом плане самосознание улучшилось. Чаще всего обращаются с проблемами фобий, нечистоплотности, агрессии к окружающим – когда собака идет гулять, бросается на других собак, лает на людей.
Прежде чем приступить к коррекции, собирается много информации: в каких условиях живет собака, в каком режиме с ней гуляют, как кормят, что со здоровьем. Достаточно много проблем связано с болезнями животного, например, нечистоплотность – с циститом, мочекаменной болезнью. Иногда агрессия бывает вызвана тем, что у собаки что-то болит, и она начинает неправильно реагировать на прикосновения или действия. Исходя из показаний врачей, подбираем план, думаем, как проблему решить.
Один из самых запомнившихся случаев из практики – меня пригласили к собаке с агрессией в семье. Взрослый шарпей, хороший мальчик, очень разумный и понятливый. Но проблема была в том, что владельцы не понимали и не «читали» свою собаку, навязывали ему то, к чему он не был готов. Из-за этого он кусал членов семьи. Родственники настаивали на усыплении. Но в результате удалось спасти собаку – наладить режим взаимодействия, при котором проблема потихонечку сошла на нет.
Евгений Левкович, инструктор-дрессировщик клуба «Анчар»:
«Самые частые отклонения в поведении собаки – это несоблюдение гигиенических норм, когда собака ходит в туалет дома, не хочет ходить на пеленку. Еще разрушительное, деструктивное поведение, когда собака воет, оставшись дома одна или грызет все, до чего может дотянуться. Бывает и агрессия внутривидовая или внешневидовая – направленная на других собак или на людей, даже на хозяев. Поскольку я не зоопсихолог в чистом виде, а инструктор-дрессировщик, я даю в первую очередь практические советы и показываю, как вести себя с животным в конкретной ситуации. Не все, заводя собаку, понимают, по каким законам строится ее поведение.
Запоминаются почему-то больше неудачи и неприятные моменты. Довольно давно, в начале моей деятельности, ко мне привели восточноевропейскую овчарку примерно годовалого возраста. С ней занимался инструктор, и хозяин и я увидел, что собака очень подавлена, находится в состоянии дискомфорта внутри дрессировочного процесса. Мы с ней стали заниматься на позитиве, никакой жесткости – нужно было снять негатив. Но после пары тренировок собака убежала – не поверила, что ситуация изменилась, потеряла доверие и пошла искать новую стаю.
Еще была ситуация, когда у собаки развилось охранительное торможение. Это была немецкая овчарка – рабочий «немец» из питомника, у которого должна быть крепкая психика. Я сделал два небольших рывка средней силы на ошейнике при подзыве, и собака просто встала. Это похоже на зависание компьютера – развивается охранительное торможение, защитный режим нервной системы, когда она перегружена, чтобы не произошли серьезные повреждения. Пришлось снимать фобию. Я выяснил, что собака больше всего любит гулять по поселку. И вот мы с ней гуляли несколько занятий, пока она не прониклась ко мне симпатией, и я начал работать с ней как с нормальной собакой. Это была врожденная слабость нервной системы – неспособность справляться с элементарными нагрузками».
Источник
6 действий хозяев, которые наносят психологические травмы собаке
Забота о собаке – это не только удовлетворение ее физиологических потребностей. Социальное животное нуждается и в поддержании психического здоровья. К сожалению, многие хозяева задумываются об этом слишком поздно.
Даже нечаянное и ненамеренное действие владельца может нанести собаке психологическую травму. Чтобы этого не произошло, такие ситуации нужно предвидеть и либо предотвращать, либо готовить к ним питомца.
Травма №1: громкий и внезапный шум
Животное может спокойно гулять по самому центру мегаполиса, не обращать внимания на громкие крики людей, с пониманием относиться к грозе и дожить до зрелого возраста, но… Иногда в жизни животного появляются такие раздражители, которые ей незнакомы.
Представьте ситуацию: собака мирно дремлет на своем участке, а хозяева достали газонокосилку, которую недавно купили, и решили ее опробовать. Пес, никогда не слышавший такого звука и еще окончательно не проснувшийся, подскакивает как ошпаренный. В лучшем случае, он будет долго привыкать к газонокосилке и обходить ее, даже если она выключена. В худшем – начнет пугаться других, ранее привычных, вещей.
Чтобы избежать таких последствий, обязательно знакомьте питомца с каждым шумным и крупным прибором – и только потом включайте его. Также гуляйте с подросшим щенком по людным улицам, рядом с территорией стройки, с оживленным шоссе, с детской площадкой и т. д. Тогда животное привыкнет ко всему, и его психике не будет угрожать опасность.
Травма №2: физическое наказание
Пожалуй, для воспитания многих неагрессивных пород можно применять шлепок газеткой: это отрезвляет зарвавшегося питомца и показывает серьезность намерений хозяина. Это нельзя расценить как физическое воздействие.
Под физическим наказанием понимают причинение боли или сильного дискомфорта собаке. Такой метод породит либо страх, либо ответную реакцию в виде агрессии. Ни одну породу собаки нельзя больно бить, оставлять голодом или в экстремальных условиях (жара, духота, мороз) . Гуманных методов воспитания очень много, и стоит выбрать некоторые из них – те, которые подойдут именно для вашего питомца.
Травма №3: намеренный или нечаянный обман
Если вы обманываете собаку, у нее в голове все перемешается, и она перестанет выдавать адекватную реакцию. Простой пример: хозяин ласковым голосом подзывает к себе питомца, а затем вдруг начинает отчитывать его. Пес недоумевает: ведь его звали угостить или погладить, а тут вдруг взбучка?
К этой же ошибке относят неправильное использование команд. За каждой командой должно быть закреплено не только максимально конкретное понятие, но и эмоциональное значение. Игровые команды не должны быть наказуемы, а запретительные команды – поощрительными.
Травма №4: допущение посттравматического расстройства
Оказывается, собаки, как и люди, могут испытывать ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). Животное, ставшее участником несчастного случая, будет долго восстанавливаться, и не только в плане физиологического здоровья.
Хозяину пострадавшего пса нужно внимательно наблюдать за его поведением: возможно, у собаки появятся симптомы ПТСР. Это: повышенная тревожность, потеря или рост аппетита, неадекватная или преувеличенная реакция на обыденные вещи. Если у животного действительно не все в порядке, нужно обратиться к зоопсихологу.
Травма №5: передержка вдали от дома
Серьезной травмой для собаки может стать банальная передержка вне стен родного дома. Особенно чувствительны к таким вещам пожилые питомцы и собаки тех пород, которые сильно преданны своим хозяевам .
Чтобы не ввергать собаку в стресс, оставляйте ее в родном доме под присмотром знакомого человека. Лучше, если это будут члены семьи или близкие родственники. При невозможности обратитесь к догситтеру, но заранее хорошенько познакомьте с ним питомца.
Травма №6: появление новорожденного
К сожалению, многие хозяева заранее не думают о том, что в их семье может появиться малыш, и заводят собаку без задней мысли. Но далеко не каждая собака может смириться с тем, что ей после рождения ребенка будут уделять меньше времени.
Выход один: заводя собаку, взвешивайте все за и против. Если вы молоды и планируете детей, выбирайте не ревнивую породу песика. Если же у вас давно есть собака, которая привыкла к обилию внимания, а пополнение в семье случилось внезапно, готовьте животное по максимуму к этому счастливому событию.
Обязательно распланируйте уход за ребенком так, чтобы оставалось время и для собаки. Помните: при правильном подходе родителей (они же хозяева) питомец и малыш обязательно подружатся. Пес даже может стать заботливой и преданной нянькой.
Источник
Черный список методов обращения с собакой
Черный список методов дрессировки, коррекции поведения и обращения с собаками. Как не совершить ошибок в обучении и решении проблем поведения собаки? Чем руководствоваться в выборе специалистов?
Обучение и содержание собак часто строятся на мифах и заблуждениях — о происхождении, социальной сущности, породных особенностях и прочем. Иногда это происходит от недостатка информации, иногда намеренно. Проблема в том, что многие советы, основанные на этих мифах, ведут к серьезным негативным последствиям: разрушают отношения, причиняют вред физическому и ментальному здоровью собаки и даже убивают.
Черный список
Причинение боли
Люди любят наказывать. У нас есть множество способов наказаний, а чтобы пользоваться ими было психологически комфортно, в наших культурах есть различные инструменты, например, «свобода воли», демонизация врага и т.д.. Люди нередко считают наказание хорошим способом обучения, а одним из наиболее эффективных видов наказания — физические, причиняющие боль.
Наказание как вид обучения животных используется в оперантном обуславливании — виде обучения, который был открыт и изучался в прошлом веке психологами-бихевиористами. Позднее сами бихевиористы признали наказания (любые стимулы, причиняющие вред и вызывающие желание их избегать — аверсивные стимулы) неэффективным методом обучения.
Эпоха бихевиоризма закончилась, взгляд на собак и методы их обучения значительно расширились [1]. Было показано, что наказания не только не эффективны, но разрушают отношения с собакой и могут приводить к серьезным проблемам — физическим и психологическим травмам [2].
Однако физические наказания до сих пор используются незнающими владельцами и особенно тренерами из устаревших школ для собак. Использование наказаний часто оправдывается мифом о попытках собаки доминировать над людьми [3, 4, 5] и происходит в таких формах:
Побои (в том числе с помощью поводка, газеты, рукой), шлепки, щипания и т.п.
Конечно, не все сторонники физических наказаний доходят до крайностей. Кто-то считает, что физические наказания должны быть минимально болезненными и очень ловкими. Но здесь упускается из виду несколько моментов:
- Стимул (в том числе боль) может начать ассоциироваться с совершенно не тем, что планировалось — самим хозяином, каким-то предметом окружающей среды и т.д. (примеры неожиданнх ассоциаций аверсивных стимулов см. в [2]). Предвидеть это, а тем более отточить достаточную ловкость, чтобы избежать нежелательных ассоциаций, невозможно — жизнь гораздо сложнее, чем ящик Скиннера!
- После десятилетий экспериментов бихевиористов и работы их популярных толкователей может показаться, что собаки способны только на простейшие виды ассоциативного обучения, что еда — единственная награда, боль — лучшее наказание, а единственная реакция на наказание — избегание того, что это наказание влечет. Но все это, разумеется, не так. Жизнь гораздо сложнее лабораторных условий, и животное выучивает (или имеет с рождения) разные стратегии поведения с аверсивными стимулами. Например, собаку наказывают за то, что она гоняется за кошками. В теории, чтобы избежать аверсивного стимула, собака должна перестать гоняться за кошкой. На деле может получиться с точностью до наоборот: собака будет пытаться прогнать кошку, появление которой означает наказание. Аналогично, например, с со строгими ошейниками и корректирующими шлейками — вместо того чтобы перестать тянуть за поводок, может оказаться, что собака будет пытаться убежать из ситуации, которая причиняет ей физическую боль, и будет тянуть еще больше. Кроме того, нужно помнить, что в стрессе (а боль — это стрессор) животное не может учиться и не может выбирать оптимальные стратегии поведения. Это физиология.
- Обучение не ограничивается оперантным обуславливанием. Собака — социальное существо с явно недооцененными интеллектуальными способностями. Все, что происходит в социальном контексте (в том числе обучение), модулируется социальными эмоциями, чувствами, желаниями, ожиданиями. Наказывающий хозяин — социально некомпетентный, непредсказуемый человек, даже если наказание не вызывает сильной боли. Негативное влияние непредсказуемости показал в своих экспериментах еще Иван Павлов (эксперимент с изменением формы светового сигнала). Современные исследования (в том числе нейробиологов) показывают, что непредсказуемость может быть причиной сильного социального стресса.
- Любое поведение (даже то, которое нам не нравится) имеет какую-то причину. Причины всех видов нежелательного поведения можно свести до биологической или психологической основы. Если это сделать, окажется, что наказывая нежелательное поведение, человек наказывает собаку за выражение естественной потребности (как, например, потребность в питательных веществах у собаки, подбирающей мусор на улице; или потребность в стимулах для мозга у собаки, лающей за забором от скуки [7] и т.д.) Наказание не может решить проблемы потребности, оно направлено на борьбу с внешним выражением этой потребности. Именно поэтому положительный эффект наказания (если он вообще есть) быстро проходит, и проблема возобновляется. Неудовлетворенные потребности ведут к потере внутреннего равновесия организма, стрессу, со всеми вытекающими отсюда последствиями — новым проблемам поведения, болезням [6].
- Гораздо проще разобраться в причинах поведения и удовлетворить потребности собаки. Даже в случае конфликта интересов можно найти компромисс, который устраивал бы всех (например, дать скучающей собаке возможность копать в саду ямы не на грядках, а там, где это не помешает людям). Нужно только помнить, что у разных биологических видов одни и те же потребности могут проявляться по-разному: например, там, где мы боремся со скукой, читая книгу, собаке нужны поисковые и развивающие игры.
Строгие ошейники (ошейник с шипами), электрошоковые ошейники, ошейники-удавки, корректирующие шлейки и т.п.
Рывки за поводок
Рывки за поводок не просто бесполезны, они еще и очень вредны для здоровья собаки. В своем исследовании шведский зоопсихолог Андерс Халлгрен обнаружил, что у многих собак, которых пытались учить рывками за поводок, существуют проблемы с позвоночником. Эти проблемы, вызывая боль, в свою очередь, приводят к проблемам поведения — в том числе повышенной раздражительности, агрессии [10].
Запугивание и другие аверсивные стимулы
Аверсивные стимулы — это все то, что вызывает неприязнь, желание избегать эти стимулы. Это не обязательно боль, но так же все то, что пугает, раздражает, отторгает.
Ошейники «антилай», кольца Фишера, камни в банке и другие средства так называемого анонимного наказания
Нужно помнить, что безболезненные наказания могут быть не столь безобидными, каковыми их представляют сторонники. Это наглядно показал эксперимент одного из основоположников бихевиоризма Джона Уотсона. В эксперименте в комнату с маленьким мальчиком Альбертом поместили белую лабораторную крысу. В момент, когда мальчик потянулся к крысе, экспериментатор ударил молотком в подвешенный лист железа. Мальчик заплакал. После нескольких повторений мальчик начинал плакать и показывать другие симптомы страха не только при виде белой крысы, но и в присутсвии небелого кролика, собаки, шубы и даже Уотсона в маске Санта Клауса с ватной бородой [1]. Такое обобщение (или генерализация) случается и у собак. Оно может приводить к сужению репертуара поведения, подавлению инициатив собаки, снижению самостоятельности и способности принимать решения. Собака становится беспомощной, пугливой, и поэтому быстрее прибегает к агрессии.
Трепка за шею, хватание за морду, пристальный взгляд в глаза, альфа-бросок (или альфа-переворот) и т.п.
И хотя представления об отношениях в волчьей стае были коренным образом пересмотрены, а теория доминирования собак была признана совершенно не состоятельной [3, 4, 5] советы по «понижению ранга» собак раздают до сих пор. Эти советы в лучшем случае глупые, бессмысленные и бездейственные, в худшем — опасные. Так, например, трепка за шею, выдаваемая за имитацию поведения волчицы в отношении непослушных щенков, на самом деле используется при убийстве жертвы. Такое поведение может вселить в собаку страх смерти и вызвать естественную для такого случая реакцию — агрессию.
Использование наказаний — это глупая и ничем не оправданная мера. Но попытка имитировать наказания других животных — вдвое большая глупость. Во-первых, потому что мы очень мало знаем о поведении животных (как ни удивительно, волки и собаки в их числе). Во-вторых, даже обладая полными знаниями о коммуникации животных, мы не могли бы ими полноценно пользоваться в силу разницы наших тел. В-третьих, мы почти ничего не знаем о «наказаниях» у животных кроме человека и, вероятно, ничего и не узнаем, если будем смотреть на это скозь призму человеческих культур (с понятиями вины, мести, свободы воли и т.д.). Попытка наказывать «по-волчьи» или «по-собачьи» — это перевоплощение хозяина в убийцу, который кричит на варварском языке.
Изоляция, депривация
Методы обучения, использующие игнорирование, изоляцию, голод, лишение ментальной стимуляции и другие виды депривации, тоже имеют несколько точек опоры: открытия в области оперантного (инструментального) обуславливания (кондиционирования), теорию доминирования и, как обычно, проекции из опыта наказаний людей.
В бихевиористкой психологии обучения наказание снижает вероятность повторения поведения, которое наказывается. Наказание бывает двух видов — положительным (когда «прибавляют» аверсивные стимулы) и отрицательным (когда «отнимают» награждающие стимулы). Положительные наказания и их последствия мы уже разобрали — это побои, электрошоковые ошейники и тому подобное. В отрицательном наказании нежелательное поведение наказывается лишением чего-то приятного (награждающего стимула). Например, чтобы отучить собаку рычать на хозяина, когда та грызет кость, предлагалось использовать отрицательное наказание — отнимать кость. Конечно, это не научит собаку не рычать во время лакомства косточкой, а кроме того, может быть опасно. Проще научить собаку обменивать что-то вкусное на что-то более вкусное, научить доверять хозяину (для этого достаточно просто быть хорошим хозяином!), чтобы забрать что-то опасное в экстренном случае, и, конечно, помнить о естественном праве собаки на личное пространство и личный кусок.
Бихевиористская картина слишком узка и не учитывает внутренние состояния животного (эмоции, чувства, представления, желания), а также врожденные виды поведения животных. Сегодня на поведение животных смотрят с другого ракурса, и картина получается гораздо более завершенной и красочной. Если собака перевозбудилась во время игры с мячом и начинает прикусывать руки, можно забрать мяч, отвернуться и уйти. В бихевиористкой трактове это пример успешного отрицательного наказания. В современной — межвидовая коммуникация, плюс учет стресса. Но если отрицательное наказание работает далеко не всегда (потому что не обращается к причинам поведения, а работает только с внешними проявлениями этих причин), то современный взгляд на собаку дает гораздо более практичные решения.
Второй момент из оперантного обуславливания, который привел к появлению глупых и жестоких методов «воспитания собак» через лишения, это явление удовлетворения/депривации. Если животное удовлетворило свои аппетиты до какого-то стимула (например, лакомства), то его эффективность положительного подкреплении (когда поведение закрепляют «прибавлением» приятного стимула) поведения падает. Поэтому, говорили бихевиористы, чтобы повысить эффективность подкрепления лакомством, нужно, чтобы животное испытывало голод.
Как обычно, этот взгляд совершенно не учитывает стресс и тот факт, что животное в стрессе не может учиться. Его главной мотивацией будет насыщение, а не поиск решения той задачи, которую ставит перед ним человек. В лучшем случае это сделает обучение очень долгим, в худшем — даст большое количество сбоев (которые могут стоить жизни, например, служебным поисковым собакам) или вообще сорвет занятия [11]. Проблему пресыщения легко разрешить разнообразием, когда награды чередуются (например, используется несколько разных видов лакомств), используются «джекпоты» (суперприз за хорошую работу) и т.п. [12].
Другие формы «воспитания» через лишения часто связаны с ошибочной теорией доминирования и попытками «понизить собаку по рангу»
Отбирание еды, игрушек и т.д.
Игнорирование, изоляция (запирание в другую комнату, клетку, привязывание, содержание на цепи, в вольере, за забором без возможности прогулок и т.д.)
Проблемы возникают, когда игнорирование становится продолжительным и/или регулярным и/или используется из ошибочных предположений (как, например, у верующих в стремление собак доминировать). Потребность в регулярном игнорировании говорит о завышенных требованиях к собаке. Скорее всего, такие правила совместной жизни сделают собаку пассивной и совершенно не заинтересованной в общении с хозяином.
Продолжительная изоляция из любых соображений — будь то бред о доминировании, представления о работе служебных или охотничьих собак или просто соображения «удобства» для человека — является недопустимой, потому что лишает собаку важнейшего ресурса — общения с другими. Собаки — высокосоциальные существа, эволюция которых запрограммировала в них способность (и потребность) жить в больших и изменяющихся группах неродственных животных и даже животных других биологических видов (человека и его домашних животных) [15]. Продолжительная изоляция — сильнейший социальный стрессор, который по действию можно сравнить с одночной камерой — одним из самых страшных наказаний для человека.
Чрезмерные требования и нагрузки
Огромное количество собак проводят всю свою жизнь во сне и скуке. В этом нет ничего хорошего, потому что собаке нужны физические нагрузки и ментальные нагрузки — впечатления, стимуляция органов чувств, игры и т.д. Точно так же отсутствие границ дозволенного в повседневной жизни может дать собаку, которая не умеет идти на компромиссы. Проблемы возникают, когда в борьбе со скукой, недостатком активности или некооперативностью собаке дают чрезмерные нагрузки и/или предъявляют чрезмерные требования.
Нагрузки по принципу «хорошая собака — уставшая собака»
Постоянный контроль поведения собаки
Чрезмерный контроль за повдением собаки делает ее пассивной, немотивированной, пугливой и совершенно неспособной к обучению — в том числе тем видам поведения, которые, по мнению контролирующего хозяина, будучи выученными собакой, избавили бы его от необходимости контролировать (порочный круг). Чрезмерный контроль авторитарного хозяина в крайнем случае приводит к выученной беспомощности, когда собака уже не может быть полноценным, функционирующим членом семьи. Она больше похожа не недееспособный овощь из пароварки.
В отличие от кинологии прошлого, сегодня в распоряжении Новой кинологии есть уникальные инструменты, которые дают нам обратную связь, показывают границу допустимого в тренировке, физической активности и в требованиях повседневной жизни. Этими инструментами являются сигналы примирения и малозаметные симптомы стресса [6, 14]. Сигналы примирения показывают внутреннее напряжение собаки. Научившись наблюдать сигналы примирения, можно научиться понимать, что пугает собаку, что ей неприятно, что ей не нравится. Аналогично мелкие признаки стресса показывают, что произошедшее для собаки неприятным (вероятно, когда это происходило, собака показывала сигналы примирения, но на них не отреагировали должным образом). С этими знаниями мы можем точно знать, где границы допустимого в занятиях спортом, тренировке или предъявлении требований.
Манипулирование поведением с помощью хирургических вмешательств, медикаментов, диеты
Эти виды воздействий на поведение плохи тем, что пытаются устранить внешние проявления проблемы, оставляя «нетронутыми» причины поведения. Иногда это делается по-настоящему варварскими методами.
Снижение энергичности собаки с помощью диеты
Но иногда диету используют, чтобы снизить естественную энергичность собаки, которая просто мешает владельцу — возможно, ему лень выгуливать собаку и/или заниматься с ней дома. Это недопустимый метод решения проблем, который основан на лишении собаки естественных, базовых физиологических потребностей. Он может вести к массе проблем в том числе, казалось бы, несвязанных с питанием — подбиранию объедков и другого мусора на прогулке, раздражительности, неспособности концентрироваться и обучаться, а в долгосрочной перспективе — к более серьезным проблемам со здоровьем.
Медикаментозное успокоение собаки
Хирургическое решение проблемы лая
Ветеринар, соглашающийся на хирургическое решение проблемы лая, а тем более инициирующий такое решение, грубо нарушает этический код современного ветеринарного врача.
Что еще?
Этот черный список методов дрессировки и обращения с собаками нельзя назвать полным. Где-нибудь обязательно найдется перверсия, до которой не догадались другие. Тем не менее, здесь приведены основные направления в дрессировке и обращении с собаками, которые необходимо избегать, а также инструменты — например, сигналы примирения и признаки стресса, — которые показывают, подходит ли та или иная тренировка или правило вашей собаке.
Что делать?
Что делать, если вы увидели в этом черном списке самого себя, тренера или ветеринара вашей собаки? Остановитесь! Чем раньше вы прекратите наказания, запугивания и т.д., тем больше шансов на восстановление собаки и решение проблемы современными, ненасильственными, гуманными способами. Мы регулярно получаем письма наших читателей, которые не пожалели денег и ушли от тренеров-мучителей или отказались от насилия в самостоятельном воспитании собаки.
Когда вы остановитесь, наступит время узнать больше о стрессе у собак, сигналах примирения и других темах, которые мы освещаем в своих статьях и книгах. Если вы чувствуете, что не можете решить проблему самостоятельно, можно обратиться к хорошему специалисту — зоопсихологу или тренеру.
Дополнительное чтение
- Патриция МакКоннел. Эмоции собак и людей. Издательство Догфренд Паблишерс, 2010.
- Тюрид Ругос. Моя собака тянет за поводок. Что делать? Издательство Догфренд Паблишерс, 2010.
- Андерс Халлгрен. Альфа-синдром: лидерство или неоправданная жестокость?. Издательство Догфренд Паблишерс, 2008.
- Барри Итон Доминантность:факт или вымысел? Издательство Догфренд Паблишерс, 2010.
- Ольга Кажарская Моя собака доминирует?. Издательство Догфренд Паблишерс, 2011 (электронное издание).
- Кларисса фон Райнхардт, Мартина Нагель. Стресс у собак. Издательство Догфренд Паблишерс, 2008.
- Тюрид Ругос. Лай — о чем говорят собаки? Издательство Догфренд Паблишерс, 2008.
- Ольга Кажарская. Электрошоковый ошейник. Издательство Догфренд Паблишерс, 2010. Серия «Спорный вопрос», выпуск первый (электронное издание).
- Патриция МакКоннелл. По ту сторону поводка. Как понять собаку и стать понятным ей. Издательство Догфренд Паблишерс, 2010.
- Андерс Халлгрен. Проблемы поведения — или боль в спине? Издательство Догфренд Паблишерс, 2008.
- Андерс Халлгрен. Драйв и мотивация. Издательство Догфренд Паблишерс, 2012.
- Анне Лилл Квам. Королевство Запахов. Поисковая работа для профессионалов и любителей. Издательство Догфренд Паблишерс, 2010.
- Иэн Данбар. Что делать до и после того, как вы взяли щенка. Издательство Догфренд Паблишерс, 2012.
- Тюрид Ругос. Диалог с собаками: сигналы примирения. Издательство Догфренд Паблишерс, 2008.
- Лорна Коппингер, Раймонд Коппингер. Собаки. Новый взгляд на происхождение, поведение и эволюцию собак. Издательство Софион, 2005.
Автор: Ольга Кажарская, издательство Догфренд Паблишерс.
Источник