Меню

Как научить собаку аппортировке если ей не хочется



ПРИУЧЕНИЕ К ПОДНОСКЕ ПРЕДМЕТОВ (АПОРТИРОВКА)

ПРИУЧЕНИЕ К ПОДНОСКЕ ПРЕДМЕТОВ (АПОРТИРОВКА)

Навык подноски предметов (апортировка) входит в общий курс дрессировки (ОКД) и является вспомогательным для последующего формирования таких специальных навыков как работа по следу, выборка вещей и обыск местности.

Условные раздражители:

  • Команда «апорт».
  • Жест — выбрасывание правой руки в сторону апортировочного предмета с небольшим наклоном корпуса.
  • Команда «дай».

Безусловные раздражители:

  • Апортировочный предмет.
  • Похвала.
  • Ласка.
  • Лакомство.

Методика и техника дрессировки

Подготовка

Приступать к формированию навыка подноски предметов следует после установления доверительных отношений с дрессировщиком; а также после формирования стойких условных рефлексов на команды: «ко мне», «рядом», «сидеть»; выработки выдержки и перехода собаки в свободное состояние (команда «гуляй»).

Также в процессе тренировки может быть востребована команда прекращения действия «фу», а на этапе усложнения навыка для дальнейшей выработки специальных навыков — команда «голос».

Формирование навыка апортировки на стадии фомирования первичных координаций следует проводить на территории, свободной от отвлекающих раздражителей. Предметом для апортировки может быть любой предмет подходящий по форме, размеру и весу, способный заинтересовать собаку в качестве апортировочного: деревянная палочка, кусок резинового шланга, перчатка, кусок веревки, мячик и т.д. В случае отсутствия у собаки интереса ко всем предложенным апортировочным предметам можно воспользоваться костью.

Ознакомление

Приступая к работе с собакой, дрессировщик должен сформировать с ней так называемую «рабочую группу», т.е выстроить доверительные отношения по поводу предстоящего процесса. Для этого необходимо подобрать оптимальную стимуляцию, протестировать доминантность собаки на основе стимуляции, ознакомить собаку со своей моторикой, с амплитудой, с интонациями голоса.

Формирование первичных координаций

На стадии формирования первичных координаций собака сидит возле левой ноги дрессировщика, который держит поводок в левой руке, а апортировочный предмет в правой. Дрессировщик привлекает внимание собаки произнесением клички, после чего начинает совершать перед собакой дразнящие движения апортировочным предметом, провоцируя собаку включить охотничье поведение и схватить предмет зубами. Как только собака схватила предмет, дрессировщик комментирует данное действие словом «апорт» и хвалит собаку, поощряя текущую деятельность. Чтобы собака не выпустила предмет из пасти, следует слегка подтягивать его к себе.

Если собака уверенно держит предмет и не намерена его отпускать, можно пробежать с собакой по команде «рядом» несколько метров, после чего перейти на шаг и на ходу забрать у собаки предмет, комментируя это действие словом «дай». Как только собака отдала предмет, следует остановиться и поощрить собаку похвалой, лаской и лакомством. После чего собаку следует отпустить в свободное состояние командой «гуляй».

После отдыха следует начать занятия с собакой по другим навыкам, периодически повторяя навык «подноска предметов», но не злоупотребляя слишком частым повторением, т.к. это может спровоцировать образование нежелательного отрицательного условного рефлекса.

Во время второго повторения навыка слово «апорт» следует произносить непосредственно в момент захвата предмета собакой, а слово «дай» непосредственно в момент отпускания собакой апортировочного предмета.

При последующих повторениях навыка апортировки слово «апорт» переносится в начало, произносится в качестве команды при показе собаке апортировочного предмета и является сигналом к захвату предмета зубами. Слово «дай» также становится командой и является сигналом к ослаблению хватки до такой степени, чтобы дрессировщик мог беспрепятственно забрать апортировочный предмет у собаки.

Далее необходимо научить собаку удерживать апортировочный предмет сидя перед дрессировщиком. На этом этапе дрессировщик уже не бегает с собакой по команде «рядом», а отдает и забирает предмет не сходя с места, предоставив собаке возможность подержать предмет в зубах, постепенно доводя время удержания до 5-10 секунд. Собака выполняет навык сидя перед дрессировщиком на выдержке. После того как собака по команде «дай» отдает предмет дрессировщику, важно не забывать про поощрение похвалой, лаской и лакомством, а потом отпускать собаку в свободное состояние. Апортировочный предмет следует забирать у собаки правой рукой, а предлагать лакомство — левой. Далее время удержания предмета увеличивают до 20-30 секунд.

Как было сказано ранее, первичные координации на подзыв (команда «ко мне») и посадку (команда «сидеть») у собаки должны быть уже сформированы еще до начала формирования навыка апортировки.

Формирование двигательного стереотипа

Когда у собаки выработался стойкий условный рефлекс на команду «апорт «, когда она способна сравнительно долгое время удерживать апортировочный предмет на выдержке и отдать его дрессировщику по команде «дай», следует переходить к следующей стадии — формированию двигательного стереотипа. В данном случае такой стадией является подноска предметов, брошенных на землю.

Читайте также:  Как нарисовать собаку по клеточкам просто

Собака сидит возле левой ноги дрессировщика по команде «рядом». Дрессировщик бросает апортировочный предмет на землю на расстояние 1-2 шага от себя. Бросать предмет следует движением правой руки снизу вперед с небольшим наклоном корпуса вперед. Впоследствии этот жест станет условным раздражителем на выполнение данного навыка. Дрессировщик одновременно дает команду «апорт», и быстро идет вместе с собакой к предмету. Если собака не делает попыток взять предмет, следует пошевелить его ногой. После того как собака подняла предмет, дрессировщик поощряет собаку похвалой и быстро возвращается на прежнее место, увлекая собаку за собой. Остановившись на месте, откуда был совершен бросок предмета, дрессировщик останавливает собаку командой «сидеть» и забирает апортировочный предмет по команде «дай».

Впоследствии расстояние броска увеличивается до 3-4 метров. Постепенно дрессировщику следует «отставать» от бегущей к предмету собаки, а потом и вовсе оставаться на месте. Если собака взяла апортировочный предмет, но не проявляет намерения возвращаться с ним к дрессировщику, следует подозвать собаку командой «ко мне», выдержать небольшую паузу после того как собака подошла и села и забрать апортировочный предмет по команде «дай».

Впоследствии дальность броска постепенно увеличивается, бросок производится произвольным движением, а командный жест подается вместе с командой «апорт», которая, в свою очередь, подается после небольшой паузы, во время которой собака сидит на выдержке возле дрессировщика.

Двигательный стереотип можно считать сформированным, когда собака по команде дрессировщика активно бежит за предметом, также активно возвращается с предметом в зубах и по команде «дай» с готовностью отдает предмет дрессировщику.

Автоматизация

В дальнейшем для шлифовки навыка подноски предметов вводятся следующие усложнения:

  • отработка условного рефлекса на жест без дублирования команды голосом;
  • увеличение дальности броска предмета;
  • приучение к апортировке разнообразных предметов;
  • увеличение времени выдержки после броска предмета;
  • апортировка в присутствии различных раздражителей (выстрелы, посторонние люди и т.п.).

Для подготовки собаки к формированию специальных навыков вводятся следующие усложнения:

  • отработка навыка поиска предмета по его запаху;
  • апортировка предмета из рук помощника дрессировщика;
  • апортировка предмета из труднодоступного рельефа местности (кусты, канава, высокая трава и т.п.);
  • апортировка нескольких предметов, разбросанных в разные стороны на маршруте следования дрессировщика с собакой;
  • подвешивание или забрасывание апортировочного предмета на высоту вне зоны досягаемости собаки (в этом случае собака должна сесть перед предметом и подозвать дрессировщика лаем — отрабатывается при использовании команды «голос»);
  • апортировка предметов, по цвету совпадающих с окрасом местности;
  • приучение к обнаружению и облаиванию слишком тяжелых или неудобных для захвата зубами предметов;
  • приучение к обнаружению и облаиванию закопанных предметов.

Навык подноски предметов (апортировки) считается выработанным, если собака по команде «апорт» и/или жесту отыскивает отброшенный на расстояние не менее 15 метров дрессировщиком предмет, активно подносит, самостоятельно садится перед дрессировщиком и держит предмет, а по команде «дай» сразу же отдает. При этом дрессировщику не приходится использовать во время исполнения навыка дополнительные команды («ко мне», «сидеть» и т.д.).

Источник

Обучение аппортировке (основная команда «аппорт»)

(основная команда «аппорт»)

Аппортировка — это навык собаки схватывать или поднимать брошенный предмет, держать его в пасти и подносить к хозяину.

Звуковой сигнал команды «аппорт» означает «возьми, схвати и подай хозяину». В качестве аппортировочного предмета может быть специально сделанная небольшая деревянная палочка и другие нетяжелые, различные по форме предметы: перчатки, сумочка и т. д.

Аппортировка является важным звеном специальной дрессировки. Если дрессировщик сумеет привить собаке «любовь» к аппортировочному предмету, ему будет проще отрабатывать целый ряд сложных специальных навыков. Собака будет активно охранять предметы хозяина и с интересом отыскивать аппортировочный предмет, спрятанный им или унесенный посторонним человеком.

Техника дрессировки для выработки у собаки такого навыка должна строиться главным образом на свободном проявлении врожденной реакции и меньше всего на принудительных действиях.

Для образования условного рефлекса дрессировщик должен каким-то образом вызвать у собаки желание схватывать предметы. Лучшим способом приучения к этому является известный прием «оживления» аппортировочного предмета перед глазами собаки. Любой быстро движущийся предмет является достаточно сильным раздражителем для проявления врожденной реакции (инстинкта) — схватывания; собака с увлечением бежит за брошенной палкой.

Читайте также:  Зимник для собаки что это

Для выработки рефлекса на команду «аппорт» и отработки навыка аппортировки пользуются несколькими приемами. Например, дрессировщик держит в правой руке аппортировочный предмет и помахивает им, сопровождая свои действия командой «аппорт». Это возбуждает собаку, и она пытается схватить мелькающий перед ее глазами предмет. Как только это ей удается, нужно немедленно произнести команду «аппорт» и «хорошо», придерживая предмете пасти собаки. Если по команде собака возьмет предмет в пасть из рук и будет некоторое время держать его, то можно эту вещицу забросить, вначале недалеко, и послать собаку принести ее. Перед бросанием всегда возбуждают собаку, помахивая предметом. Если собака сразу не выполнит команду, дрессировщик специально подбрасывает предмет, возбуждая этим желание схватить его.

За подноску брошенного аппортировочного предмета собаку нужно обласкать, поиграть с ней и дать лакомство. Чтобы собака не выпускала предмета из пасти без команды «дай», дрессировщик спешит навстречу, сажает ее перед собой с предметом в зубах, произносит дополнительную команду «дай», берет из пасти предмет и тут же поощряет собаку.

При попытке собаки выпустить предмет подается угрожающая команда «аппорт».

В дальнейшем навык аппортировки совершенствуют. Собаку не сразу посылают за брошенным предметом, а после выдержки, для чего, бросив предмет, подают в повышенной интонации команду «сидеть» и при необходимости сопровождают это рывком за поводок; принуждают собаку сидеть с аппортировочным предметом и носить его в зубах при хождении рядом с дрессировщиком.

В ряде случаев аппортировку можно отработать методом принуждения. Дрессировщик, держа аппортировочный предмет в правой руке, пальцами левой руки сильно нажимает на нижнюю челюсть собаки, заставляя ее открыть пасть. Как только собака откроет пасть, в нее осторожно вкладывают аппортировочный предмет и моментально прекращают надавливание пальцем на челюсть, чтобы устранить неприятное болевое ощущение. Одновременно с этим подают команду «аппорт» и «хорошо» и ласкают собаку. После нескольких упражнений собака, услышав команду «аппорт», чтобы избежать неприятного болевого ощущения от надавливания на нижнюю челюсть, сама схватывает аппортировочный предмет.

Рис. 29. Посадка собаки с аппортировочным предметом перед дрессировщиком

Однако следует отметить, что дрессировка собак методом принуждения редко дает желаемые результаты. У собак, дрессируемых таким способом, интерес к аппортировочному предмету теряется быстрее, чем у собак, подготовленных на: естественной заинтересованности.

Бывают случаи, когда собака держит в зубах аппортировочный предмет, бегает с ним, но не подходит на подзыв. В таких случаях следует подать команду «сидеть», а затем, подойдя к собаке, взять из пасти предмет.

Отдельные собаки весьма трудно воспринимают этот вид дрессировки. К ним приходится применять самые разнообразные способы, чтобы найти подходящий момент для увязки команды с действиями собаки. В таких случаях предметом для схватывания служат разнообразные тряпочки, мячики, свежие кости и подобные им вещи.

Иногда пользуются способом «перенимания»: перед глазами не поддающихся дрессировке собак ставят хорошо работающую собаку, которая быстро бежит за брошенным предметом и получает лакомство.

Чтобы собака не выпускала из пасти предмета во время хождения рядом, дрессировщик ускоряет движение, увлекая ее за собой. Затем переводит собаку с быстрого шага на замедленный и, наоборот, с замедленного на быстрый. Таким способом приучают собаку носить предмет в зубах при движениях на местности.

В дальнейшем навык аппортировки совершенствуют. Собаку приучают, чтобы она с предметом в зубах сидела и стояла в отсутствие дрессировщика. Чтобы не допустить перегрузки и поддержать у собаки известную заинтересованность держать в зубах аппортировочный или другой предмет, часто повторять такие упражнения не рекомендуется.

Аппортировка среди остальных навыков из курса общей дрессировки является одним из первостепенных упражнений, На основе аппортировки строятся некоторые специальные упражнения. Поэтому в ходе занятий необходимо практиковать забрасывание аппортировочного предмета в разные стороны и заставлять собаку находить его. Каждый раз, посылая собаку за брошенным предметом, надо подавать команду «ищи» и сопровождать ее жестом в направлении брошенного предмета. Это является очень важной предпосылкой для успешной дрессировки собаки по обыску местности.

В процессе занятий следует добиваться от собаки, чтобы она «любила» аппортировочный предмет, а для этого надо придерживаться основной методики обучения, основанной на заинтересованности, способа принуждения следует избегать.

Читайте также

Свободное состояние собаки (основная команда «гуляй»)

Свободное состояние собаки (основная команда «гуляй») Так называемое свободное состояние предназначается для, разрядки нервного напряжения собаки, в котором она находилась во время занятий. Условным раздражителем является команда «гуляй», безусловным — сам факт

Читайте также:  Как начать дрессировку взрослой собаки

Подзыв собаки (основная команда «ко мне»)

Подзыв собаки (основная команда «ко мне») Цель упражнения состоит в том, чтобы научить собаку быстро подходить к дрессировщику (хозяину) на его подзыв при любых обстоятельствах времени и окружающей обстановки.Для отработки этого навыка используют главным образом

Посадка собаки (основная команда «сидеть»)

Посадка собаки (основная команда «сидеть») Условным раздражителем является команда «сидеть» и жест — резкое поднятие вверх правой руки ладонью вперед.Отрабатывают навык посадки в таком порядке. Дрессировщик ставит собаку на коротком поводке с левой стороны от себя,

Укладка собаки (основная команда «лежать»)

Укладка собаки (основная команда «лежать») Этот навык обычно отрабатывают после усвоения собакой команды «сидеть».Условными раздражителями является команда «лежать» и жест — резкое опускание поднятой правой руки вниз при небольшом наклоне корпуса вперед,

Стояние собаки на месте (основная команда «стоять»)

Стояние собаки на месте (основная команда «стоять») В ряде случаев требуется, чтобы собака некоторое время правильно стояла на месте, не заваливая и не опуская, корпуса. Продолжительное и спокойное состояние собаки требуется во время ветеринарного осмотра, чистки и при

Ползание собаки (основная команда «ползи»)

Ползание собаки (основная команда «ползи») Условным раздражителем для выработки у собаки навыка ползти вместе с дрессировщиком служит звуковой сигнал-команда «ползи» и поведение самого дрессировщика.Непосредственным (безусловным) раздражителем является надавливание

Хождение по буму (основная команда «вперед»)

Хождение по буму (основная команда «вперед») Приучая собак ходить по буму, вырабатывают смелость и координацию движений. Необходимость отработки этого навыка вызывается и тем, что с такого рода препятствиями собаки часто встречаются в практической службе.Условными

Лазание по лестнице (основная команда «лестница»)

Лазание по лестнице (основная команда «лестница») Приучать собаку ходить по лестнице целесообразно в щенячьем возрасте. Специальная лестница для дрессировки должна быть короткая, с широкими ступеньками. Стимулом к лазанию являются пища и подзыв к себе.На дрессировочной

Вызов у собаки лая (основная команда «голос»)

Вызов у собаки лая (основная команда «голос») Целый ряд навыков рекомендуется отрабатывать, применяя принуждения. Этот метод совершенно непригоден при вызове лая у собаки.Лай собаки — одна из разновидностей ответных реакций ее на раздражение. Это — следствие, в основе

Задержание убегающего (основная команда «фас»)

Задержание убегающего (основная команда «фас») Под словом «задержание» подразумевается преследование собакой убегающего человека и некоторое сковывание его быстрого движения.Способов обучения собаки задержанию убегающего человека несколько. Собаку можно приучить,

Сопровождение задержанного (основная команда «охраняй»)

Сопровождение задержанного (основная команда «охраняй») Когда у собаки хорошо развита злоба, недоверие к посторонним лицам и она активно идет на задержание убегающего, переход на отработку сопровождения задержанного достаточно прост.Условным раздражителем для собаки

Защита собакой хозяина (основная команда «фас»)

Защита собакой хозяина (основная команда «фас») После того как у собаки будет выработано недоверие к посторонним людям, развиты злоба и крепкая хватка, ее обучают защите своего хозяина.Условным раздражителем является команда «фас», безусловным — моменты хватки собакой

Обыск местности (основная команда «ищи»)

Обыск местности (основная команда «ищи») Настоящий вид дрессировки относится к работе собаки по чутью, так как при обыске местности собака во всех затруднительных случаях использует аппарат обоняния, улавливая незначительный (недоступный для человека) запах в воздухе и

Скучивание скота (основная команда «кругом»)

Скучивание скота (основная команда «кругом») Во время пастьбы бывает необходимо скучивать скот: на пересеченной местности или в кустарниках, где ограничено наблюдение за стадом. Чтобы сосредоточить животных, пастух посылает собаку.Условным раздражителем является

Охрана стада (основная команда «охраняй»)

Охрана стада (основная команда «охраняй») Для охраны животных в скотных дворах, в загонах и во время выпаса у собак вырабатывают на команду «охраняй» условный рефлекс настораживаться на шорохи и лаять в ту сторону, откуда ожидается появление посторонних людей и

Поиск затерявшихся животных (основная команда «ищи»)

Поиск затерявшихся животных (основная команда «ищи») Для проведения занятий дрессировщик на участке лесистой или пересеченной местности, специально оставляет в разных местах несколько животных, которых требуется обнаружить при помощи собаки и подогнать к

Источник