Меню

Как научить собаку апортировке собак



ПРИУЧЕНИЕ К ПОДНОСКЕ ПРЕДМЕТОВ (АПОРТИРОВКА)

ПРИУЧЕНИЕ К ПОДНОСКЕ ПРЕДМЕТОВ (АПОРТИРОВКА)

Навык подноски предметов (апортировка) входит в общий курс дрессировки (ОКД) и является вспомогательным для последующего формирования таких специальных навыков как работа по следу, выборка вещей и обыск местности.

Условные раздражители:

  • Команда «апорт».
  • Жест — выбрасывание правой руки в сторону апортировочного предмета с небольшим наклоном корпуса.
  • Команда «дай».

Безусловные раздражители:

  • Апортировочный предмет.
  • Похвала.
  • Ласка.
  • Лакомство.

Методика и техника дрессировки

Подготовка

Приступать к формированию навыка подноски предметов следует после установления доверительных отношений с дрессировщиком; а также после формирования стойких условных рефлексов на команды: «ко мне», «рядом», «сидеть»; выработки выдержки и перехода собаки в свободное состояние (команда «гуляй»).

Также в процессе тренировки может быть востребована команда прекращения действия «фу», а на этапе усложнения навыка для дальнейшей выработки специальных навыков — команда «голос».

Формирование навыка апортировки на стадии фомирования первичных координаций следует проводить на территории, свободной от отвлекающих раздражителей. Предметом для апортировки может быть любой предмет подходящий по форме, размеру и весу, способный заинтересовать собаку в качестве апортировочного: деревянная палочка, кусок резинового шланга, перчатка, кусок веревки, мячик и т.д. В случае отсутствия у собаки интереса ко всем предложенным апортировочным предметам можно воспользоваться костью.

Ознакомление

Приступая к работе с собакой, дрессировщик должен сформировать с ней так называемую «рабочую группу», т.е выстроить доверительные отношения по поводу предстоящего процесса. Для этого необходимо подобрать оптимальную стимуляцию, протестировать доминантность собаки на основе стимуляции, ознакомить собаку со своей моторикой, с амплитудой, с интонациями голоса.

Формирование первичных координаций

На стадии формирования первичных координаций собака сидит возле левой ноги дрессировщика, который держит поводок в левой руке, а апортировочный предмет в правой. Дрессировщик привлекает внимание собаки произнесением клички, после чего начинает совершать перед собакой дразнящие движения апортировочным предметом, провоцируя собаку включить охотничье поведение и схватить предмет зубами. Как только собака схватила предмет, дрессировщик комментирует данное действие словом «апорт» и хвалит собаку, поощряя текущую деятельность. Чтобы собака не выпустила предмет из пасти, следует слегка подтягивать его к себе.

Если собака уверенно держит предмет и не намерена его отпускать, можно пробежать с собакой по команде «рядом» несколько метров, после чего перейти на шаг и на ходу забрать у собаки предмет, комментируя это действие словом «дай». Как только собака отдала предмет, следует остановиться и поощрить собаку похвалой, лаской и лакомством. После чего собаку следует отпустить в свободное состояние командой «гуляй».

После отдыха следует начать занятия с собакой по другим навыкам, периодически повторяя навык «подноска предметов», но не злоупотребляя слишком частым повторением, т.к. это может спровоцировать образование нежелательного отрицательного условного рефлекса.

Во время второго повторения навыка слово «апорт» следует произносить непосредственно в момент захвата предмета собакой, а слово «дай» непосредственно в момент отпускания собакой апортировочного предмета.

При последующих повторениях навыка апортировки слово «апорт» переносится в начало, произносится в качестве команды при показе собаке апортировочного предмета и является сигналом к захвату предмета зубами. Слово «дай» также становится командой и является сигналом к ослаблению хватки до такой степени, чтобы дрессировщик мог беспрепятственно забрать апортировочный предмет у собаки.

Далее необходимо научить собаку удерживать апортировочный предмет сидя перед дрессировщиком. На этом этапе дрессировщик уже не бегает с собакой по команде «рядом», а отдает и забирает предмет не сходя с места, предоставив собаке возможность подержать предмет в зубах, постепенно доводя время удержания до 5-10 секунд. Собака выполняет навык сидя перед дрессировщиком на выдержке. После того как собака по команде «дай» отдает предмет дрессировщику, важно не забывать про поощрение похвалой, лаской и лакомством, а потом отпускать собаку в свободное состояние. Апортировочный предмет следует забирать у собаки правой рукой, а предлагать лакомство — левой. Далее время удержания предмета увеличивают до 20-30 секунд.

Как было сказано ранее, первичные координации на подзыв (команда «ко мне») и посадку (команда «сидеть») у собаки должны быть уже сформированы еще до начала формирования навыка апортировки.

Формирование двигательного стереотипа

Когда у собаки выработался стойкий условный рефлекс на команду «апорт «, когда она способна сравнительно долгое время удерживать апортировочный предмет на выдержке и отдать его дрессировщику по команде «дай», следует переходить к следующей стадии — формированию двигательного стереотипа. В данном случае такой стадией является подноска предметов, брошенных на землю.

Собака сидит возле левой ноги дрессировщика по команде «рядом». Дрессировщик бросает апортировочный предмет на землю на расстояние 1-2 шага от себя. Бросать предмет следует движением правой руки снизу вперед с небольшим наклоном корпуса вперед. Впоследствии этот жест станет условным раздражителем на выполнение данного навыка. Дрессировщик одновременно дает команду «апорт», и быстро идет вместе с собакой к предмету. Если собака не делает попыток взять предмет, следует пошевелить его ногой. После того как собака подняла предмет, дрессировщик поощряет собаку похвалой и быстро возвращается на прежнее место, увлекая собаку за собой. Остановившись на месте, откуда был совершен бросок предмета, дрессировщик останавливает собаку командой «сидеть» и забирает апортировочный предмет по команде «дай».

Впоследствии расстояние броска увеличивается до 3-4 метров. Постепенно дрессировщику следует «отставать» от бегущей к предмету собаки, а потом и вовсе оставаться на месте. Если собака взяла апортировочный предмет, но не проявляет намерения возвращаться с ним к дрессировщику, следует подозвать собаку командой «ко мне», выдержать небольшую паузу после того как собака подошла и села и забрать апортировочный предмет по команде «дай».

Читайте также:  Как аккуратно отравить собаку

Впоследствии дальность броска постепенно увеличивается, бросок производится произвольным движением, а командный жест подается вместе с командой «апорт», которая, в свою очередь, подается после небольшой паузы, во время которой собака сидит на выдержке возле дрессировщика.

Двигательный стереотип можно считать сформированным, когда собака по команде дрессировщика активно бежит за предметом, также активно возвращается с предметом в зубах и по команде «дай» с готовностью отдает предмет дрессировщику.

Автоматизация

В дальнейшем для шлифовки навыка подноски предметов вводятся следующие усложнения:

  • отработка условного рефлекса на жест без дублирования команды голосом;
  • увеличение дальности броска предмета;
  • приучение к апортировке разнообразных предметов;
  • увеличение времени выдержки после броска предмета;
  • апортировка в присутствии различных раздражителей (выстрелы, посторонние люди и т.п.).

Для подготовки собаки к формированию специальных навыков вводятся следующие усложнения:

  • отработка навыка поиска предмета по его запаху;
  • апортировка предмета из рук помощника дрессировщика;
  • апортировка предмета из труднодоступного рельефа местности (кусты, канава, высокая трава и т.п.);
  • апортировка нескольких предметов, разбросанных в разные стороны на маршруте следования дрессировщика с собакой;
  • подвешивание или забрасывание апортировочного предмета на высоту вне зоны досягаемости собаки (в этом случае собака должна сесть перед предметом и подозвать дрессировщика лаем — отрабатывается при использовании команды «голос»);
  • апортировка предметов, по цвету совпадающих с окрасом местности;
  • приучение к обнаружению и облаиванию слишком тяжелых или неудобных для захвата зубами предметов;
  • приучение к обнаружению и облаиванию закопанных предметов.

Навык подноски предметов (апортировки) считается выработанным, если собака по команде «апорт» и/или жесту отыскивает отброшенный на расстояние не менее 15 метров дрессировщиком предмет, активно подносит, самостоятельно садится перед дрессировщиком и держит предмет, а по команде «дай» сразу же отдает. При этом дрессировщику не приходится использовать во время исполнения навыка дополнительные команды («ко мне», «сидеть» и т.д.).

Источник

Отработка команды «Апорт»

«Apporter» — французское слово, в переводе на русский значит «приносить». Отработка таких навыков включает у собаки природные инстинкты преследования и схватывания добычи. Апортировка — часть ОКД, подготовки рабочих собак. Обученное животное действует по команде — подбирает брошенную вещь, возвращается с ней к хозяину, отдает ему в руки. Упражнение помогает:

  • тренировать обоняние, слух, зрение;
  • вырабатывать выдержку;
  • выстраивать взаимосвязь между действием, жестом и голосом хозяина;
  • лучше ориентироваться в пространстве;
  • выплеснуть лишнюю энергию.

Как подготовиться к дрессировке

Обучение лучше начинать в 5-6 месяцев, когда щенок хорошо усвоил базовые команды из общего курса: «ко мне», «рядом», «сидеть».

Для занятий найдите место, где не будет отвлекающих факторов (посторонних людей, машин и других собак).

Поводок и ошейник — неотъемлемый атрибут дрессировки, позволяющий владельцу приучить животное к послушанию и легко им управлять. Размер ошейника — обхват шеи + 2-3 см (между амуницией и кожей собаки помещается 2 пальца взрослого человека). Длина тренировочного поводка — 5-25 м (в зависимости от того, сколько свободы вы хотите предоставить воспитаннику). Шнур должен удобно лежать в руке.

Классический апорт — игрушка продолговатой формы из дерева, пластика и других прочных, безопасных материалов. Если такой игрушки нет, апортировочным предметом может быть все, что угодно — мячик, старая перчатка, главное — заинтересовать питомца.

Для поощрения подберите лакомство, которое больше всего по вкусу вашей собаке.

Как научить собаку апортировке — инструкция

  1. Работа с апортировочным предметом. Посадите питомца рядом и покажите игрушку. Он должен захотеть схватить ее. Разрешите это сделать (приговаривайте «апорт»). Если пес не хочет брать предмет, попробуйте сами положить ему в пасть (аккуратно, без насилия) и зажмите морду на 1-2 секунды. Похвалите, угостите вкусненьким. Если держит апорт, но неохотно, — подразните, попытайтесь отобрать. Хватка усиливается — похвалите, дайте лакомство.
  2. Отработка команды «отдай» или «дай». Командуем-забираем-даем лакомство. В ходе урока нельзя держать угощение на виду, иначе питомец бросит игрушку без команды. Результат обучения — по команде берем и отдаем апорт.
  3. Учим носить предмет. Сажаем возле левой ноги, даем держать апорт, командуем «рядом» и проходим 6-10 метров. Если собака идет с игрушкой в зубах, дрессировка удалась и дальше учить будет совсем просто.
  4. Приносим апорт. Сажаем рядом с собой, показываем, бросаем ее на 2-3 метра от себя и командуем «апорт». В идеале — животное бежит за вещью, приносит ее и отдает по команде. Если этого не происходит, собака не поняла задачу. Порядок действий — бежите вместе за предметом-команда «апорт»-возвращаетесь вместе в исходную точку-«дай»-забираете-похвала. После 2-3 упражнений пес все поймет и будет делать правильно.
  5. Отрабатываем выдержку. Добиваемся, чтобы четвероногий не бежал за игрушкой сразу после того, как вы ее бросили. Если воспитанник бросается бежать без команды, дерните за поводок и скомандуйте «рядом».

Что важно в дрессировке

Для отработки апортировки собака должна четко выполнять команду «ко мне», иначе она будет убегать от вас с игрушкой в зубах.

Не допускайте, чтобы воспитанник выбрасывал предмет из пасти, не доходя до дрессировщика, — нужно успеть взять ее в руки.

Читайте также:  Как сделать укол цефтриаксона внутримышечно собаке

Отрабатывайте выдержку — постепенно увеличивайте расстояние от собаки до брошенного предмета, командуйте «апорт» не сразу, а через 5-7 секунд.

Не разрешайте питомцу играть с апортировочной игрушкой, грызть ее. Чтобы собаке было интересно, периодически меняйте предметы.

Нельзя наказывать животное, дрессируйте только с положительными эмоциями. Успешно выполненную команду поощряйте лакомством и похвалой.

Следите, чтобы питомец не уставал от уроков. Как только заметили, что он потерял интерес к апорту, стал оглядываться по сторонам, — прекратите занятия, переключитесь на игру или прогулку.

Источник

Обучение апортировке с кликером

Обучение апортировке с кликером

ОТДАЧА ПРЕДМЕТА

Начинаем с того, что спокойно и осторожно, стараясь как можно меньше суетиться, просовываем собаке в пасть палочк. Поскольку это не главная часть упражнения, не старайтесь, что все было идеально. Ни в коем случае не говорите «держи». «апорт» или что-нибудь в этом роде. Просто осто­рожно просуньте палочку в пасть собаки, и я думаю, что скорее всего она попытается тут же выплюнуть апорт обрат­но. Как раз в эту секунду надо щелкнуть кликером. Повторите это все несколько раз. ну, или несколько десятков раз. Собака пытается сообразить, что она такого сделала, что ей дали лакомство. «Неужели это всего лишь за то, что я выплюнула эту несчастную палку в руки хозяину? Ого! Да я буду целый день ее плевать! Давай еще раз!». Как толь­ко поведение собаки становится предсказуемым, можно добавить новый сигнал в цепочку — начать говорить «дай» перед тем, как собака выплюнет палку. Я сейчас сказала «новый сигнал», но какой же был предыдущий? Очень просто — подсовывание палки собаке, чтобы собака ее выплюнула.

Теперь, чтобы новый сигнал был усвоен, мы будем его пода­вать до старого. Так мы будем поступать и в дальнейшем. Чтобы можно было вызывать поведение по команде, пока­жите собаке, что будете давать вознаграждение за нужное поведение только тогда, когда перед этим прозвучит соответствующий сигнал. Другими словами, если собака выпле­вывает папку до того, как прозвучит команда, лакомства ей не давайте. Просто снова просуньте папку в пасть собаке и постарайтесь произнести команду до того, как собака успе­ет выплюнуть апорт.

УДЕРЖАНИЕ

Если вы читали книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку», то вы должны помнить описанный в ней метод отучения собаки делать что-либо нежелательное: привязать к нежелательно­му поведению сигнал, а затем просто перестать его пода­вать. Помните? Тогда, теоретически, если мы привязали по­ведение к новому сигналу, то если мы не будем подавать его, собака не будет выплевывать палку. Что тогда остается собаке, если сигнала все нет и нет? Держать апортировку! Конечно, иногда новичкам бывает не так просто быстро при­вязать поведение к сигналу, поэтому можно вернуться на шаг назад в поведенческой цепочке, к удержанию. Если собака все поняла и ждет сигнала, чтобы выплюнуть палочку вам в руки, как ее научили, то удержание получится само собой. Если же со­бака по-прежнему не желает держать палоч­ку, хотя сигнала выплю­нуть не было, вы можете немного помочь собаке. Осторожно поддержите рукой сни­зу за челюсть, прикрывая пасть буквально на долю секунды, и затем подайте команду на отпуск («дай!»), после чего щелкни­те кликером и дайте лакомство.

Эта доля секунды должна становится все длиннее и длиннее, и таким образом мы заставляем собаку держать апорт все доль­ше. Клик и лакомство всегда должны идти в конце всей цепочки действий, но не возбраняется давать какую-то команду, кото­рая подскажет собаке продолжать данное поведение. Я назы­ваю такую команду «продолжай». Эта команда показывает, что собаке на правильном пути и ей нужно продолжать делать то, что она делает сейчас. Я говорю ободряюще: «Хорошо, дер­жи». По мере того, как собака начинает все лучше держать апортировку и держит ее все дольше и дольше до того, как выплюнуть ее по команде вам в руки, мы приближаемся к мо­менту, когда нужно добавлять в нашу цепочку самое первое звено. Теперь мы будем учить собаку брать предмет.

ВЗЯТИЕ ПРЕДМЕТА

Если вы работаете над удержанием, уже закрепили его как следует (!), но собака как-то умудрилась выронить апорти­ровку до команды — не ругайте собаку. Проделайте все еще рез, чтобы она могла сделать все правильно и заслужить клик и лакомство. Если собака снова уронит апорт, вы просто дол­жны повторить все сначала. За ошибку собаку не наказыва­ют, просто в этот раз собака не получает лакомства. Научить собаку брать апортировку было бы намного слож­нее, если бы мы начали «с начала», Но мы начали с «непра­вильного» конца, так что когда собака уже умеет держать апорт и отдавать его, научить ее брать апорт проще простого. Держите апортировку прямо перед носом собаки (при­мерно в 5 сантиметрах), и если собака хотя бы напряжет мышцы шеи, чтобы потянуться к апортировке, щелкайте кликером и давайте лакомство.

На время забудьте об удержании и отпуске, сейчас мы работаем только над взятием апортировки. Направляйте поведение собаки, что­бы она все больше и больше стремилась к тому, чтобы апортиров­ку взять. Сначала собака просто тянется в сторону апортировки, потом до­тягивается и слегка касается, потом касается более уверен­но, потом тянется, приоткрывая пасть, потом касается апортировки зубами, потом широко раскрывает пасть и смыкает на апортировке зубы, затем берет, затем хватает, затем тянется и хватает. Вскоре вы уже сможете подкреплять кли­ком и лакомством только уверенное движение и хватку апор­та. После этого начинайте протягивать апортировку слева от морды собаки, затем справа, сверху или снизу, затем протя­гивайте так, чтобы собаке пришлось встать и сделать шаг. При этом, скорее всего, придется снова повторить процедуру «коснись апортировки», но в этот раз собаке придется сомкнуть зубы на палке, что­бы заработать клик. Когда вы будете показывать собаке апортировку на расстоянии нескольких шагов, и собака будет уверенно подходить хватать ее, можно заме­нить старый сигнал новым. Новым сигналом будет команда «апорт». А старым сигналом было что? То, что мы помещали апортировку перед мордой собаки. Не забывайте, сначала идет новый сигнал, потом старый, затем поведение, и потом вознаграждение.

Читайте также:  Злая как собака инстаграм

ЦЕПОЧКА ЦЕЛИКОМ

Ну вот, теперь мы должны соединит», вместе взятие апортировки, удержание и отпуск, то есть все элементы, которые мы выучили раньше. Чтобы соединить все вместе, мы должны немедленно прекратить вознаграждение только за то, что собака взяла апорт. Теперь мы должны сдвинуться к последнему звену поведенческой цепочки и вознаграждать за отдачу. Итак, протяните собаке апортировку и скажите «апорт!» Собака подбежит и схватит апортировку, Но не кликайте в этот момент! Можно подбодрить собаку, сказав «молодец, хорошо» или что-нибудь в этом роде. Нужно дать возможность собаке принести апорт вам. Протяните руки к апорту, коснитесь его, скажите «дай» и тут можно кликнуть и дать, лакомство (ура!). Много времени на это не понадобится.

Не стоит концентрироваться на том, чтобы собака долго удерживала апорт, когда вы только начинаете собирать все элементы вместе. Не переживайте. Мы сможем постепенно добиться более долгого удержания за счет того, что будем класть или бросать апорт все дальше, или же можно убирать руки от апорта и отступать.

Вы Фома неверующий? Тогда можете попробовать сами! Вряд ли ваша собака настолько глупа, что не сообразит сделать то, чему мы ее столько учили!

Давайте рассуждать. Собака должна отдать апортировку вам в руки, чтобы получить вознаграждение, верно? Чтобы сделать это, ей нужно находиться прямо перед вами, иначе отдачи в руки не получится, правильно? Если собака находится далеко от вас, ей придется подойти к вам с апортировкой, чтобы получить лакомство, так? Если вы будете все дальше и дальше отодвигаться от собаки, то ей при деется все дольше и дольше держать апортировку, не бросая, так? Собака быстро сообразит, что держать апортировку – выгодно. Она приносит предмет вам, а вы расплачиваетесь за это вкусным кусочком, как бы обмениваете апорт на лакомство. Чего проще?

НУ ЧТО — ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЕМ БРОСИТЬ АПОРТИРОВКУ!

Для многих собак это довольно большой скачок — перейти от подбора апортировки, лежащей на полу, но которую при этом держит тренер, к тому, чтобы хватать свободно лежащую апорти­ровку. Что ж, в этом случае нужно просто отучить собаку от того, что руки тренера всегда находятся на апортировке. Положим апортировку на пол, придерживая ее лишь большим и указательным пальцами. Дальше — сигнал «апорт», отступаем, даем воз­можность придвинуться с апортом, сигнал «дай», клик и корм. Теперь придерживаем апортировку на полу только одним пальцем и повторя­ем все снова. Дальше опять кладем апорт на пол и теперь едва касаемся его пальцем, от раза к разу все увели­чивая расстояние, пока не придем к тому, что уже нет необходимости дер­жать руки вблизи апортировки. После этого постепенно можно будет выпря­миться и давать собаке сигнал «апорт», когда апорт лежит на полу, а вы сами находитесь довольно далеко.

На этом этапе многие дрессировщики делают ошибку — они продолжают кликать в момент, когда собака подбирает апортировку. Когда собака слышит щел­чок кликера, она должна закончить упражнение и получить лакомство. И если вы кликнете в момент поднятия апорта, собака просто выплюнет апортировку, и отработать подход и все остальное будет невозможно. Ведь вспомните, глав­ное, что мы делали — это учили собаку выплевывать апорт нам в руки, а вовсе не приносить его. Важный момент: когда мы собираем в единую поведенческую цепочку отдельные звенья, собаку вознаграждают только за выполнение после­днего звена.

Для некоторых собак не составляет проблемы сразу начать подбирать апортировку с пола, даже если ее никто не дер­жит. И когда они видят лежащий апорт, они бегут к нему, чтобы скорее подобрать, с таким видом, как будто нашли сто долларов! Это естественно, поскольку собаки твердо выучили, что если притащить палочку в руки проводнику, за это дадут ла­комство. Но чтобы притащить, снача­ла нужно подобрать. И вот — мы полу­чаем все упражнение апортировки целиком. Теперь, когда собака слышит «апорт!», она понимает, что вы хотите, чтобы она подала предмет вам в руки. Когда мы сами говорим «апорт!» мы часто подразумеваем, что собака должна что-то взять в пасть. Собаке проще думать по-другому. Если мы хотим достичь успеха в дрессировке, мы должны строить обуче­ние так, чтобы было понятно собакам. Ведь они не могут думать как мы.

Источник